Преподобный Иоанн Лествичник: Афоризмы

Преподобный Иоанн Лествичник: Афоризмы

В 4-ю Неделю Великого поста Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир Иким Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Исполнение заповедей Божиих заповедано нам в бессмертных духовных творениях святых отцов. Некоторые их них, всей жизнью своей истинно угодившие Богу, особенно отмечены благодатию Его и воспеваемы Церковью Христовой. В этот день Святая Церковь прославляет великого подвижника века, преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, незабвенного игумена Синайской горы. Особенно мы прославляем его за духовное богоносное наследие, оставленное в бессмертных творениях, открывающих путь восхождения в Небесное Отечество. История этого вдохновенного труда такова.

Иоанн Лествичник, преп. О добродетелях и страстях, и о борьбе с последними вообще

Где же дела любви? Где дух Христов в нас? Суетные, глупейшие мы люди! Праведность безсмертна, а неправда причиняет смерть:

Иоанн Лествичник. От лжи должно уклоняться страхом Божиим. 7. Познавший себя постиг страх Господень и оным достигает врат любви.

Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица Греховная страсть - порок, вкоренившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством. От страстей гордости, тщеславия, чревообъедения и сребролюбия необходимо очищаться прежде всего. О безумной гордости Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и сам ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и отнеси к своему тщанию; ибо и тело не твое, а творение Божие.

Не чист пред Господом всяк высокосердый Притч.

Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.

Иоанн Лествичник, – есть раба страха, уповая на себя, она боится Днем я сосредоточусь мыслью в присутствии Божием, смотрю на.

Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляется всякое огорчение и раздражительность. Некоторые, будучи склонны к раздражительности, нерадят о врачевании и истреблении сей страсти; но сии жалкие не размышляют о сказанном: Быстрое движение жернова в одно мгновение может стереть и истребить больше душевной пшеницы и плода жизни, нежели медленное обращение другого в течение целого дня: Иногда пламя, вдруг раздуваемое сильным ветром, более, нежели продолжительный огонь сожигает и истребляет душевную ниву.

Не должно быть от нас сокрыто, о друзья, и то, что иногда во время гнева лукавые бесы скоро отходят от нас с тою целью, чтобы мы о великих страстях вознерадели [ 1 ], как бы о маловажных, и, наконец, сделали болезнь свою неисцельною. Как твердый и остроугольный камень, сталкиваясь и соударяясь с другими камнями, лишается всей своей угловатости, неровности и шероховатости, и делается кругловидным: Гневливый человек по временам произвольно увлекаясь этою страстию [ 2 ], потом уже от навыка и невольно побеждается и сокрушается ею.

Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения. Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему; то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине сам с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярится.

Если Дух Святой называется и есть мир души, а гнев есть возмущение сердца; то ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость. Нам известны премногие злые порождения гнева; одно только невольное исчадие оного, хотя и побочное, бывает для нас полезно.

Иоанн Лествичник

Эти восемь главных страстей по учению преподобного Иоанна Лествичника служат удовлетворению греховных потребностей людей. По ней восходят люди. Господь протягивает к ним руки. Но на каждой из тридцати ступеней людей ждут испытания. Согласно святым отцам Церкви, за каждой страстью стоит бес, зависимость от которой делает человека пленником того или иного порока.

Учение Иоанна Лествичника положило основание целым богословским Изгоняется ложь страхом Божиим и чутким вниманием к голосу совести: «Кто .

Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и Престол Судии прежде Страшного суда. Блажен, кто подвизается непрестанно угождать Господу, как некоторые стараются угождать человекам. Друзья стыдятся в чем-либо отказать искреннейшим друзьям своим, но слушают их, а иногда, может быть, невольно бывают ими убеждаемы. А которые молятся устами, те припадают к Нему, как бы при всем синклите Синклит — собрание высших сановников государства ,пребывающие же в мире, когда молятся, подобны бывают тем, кои среди молвы всего народа умоляют царя.

Великое и несравненное превосходство первых пред последними, потому что первыми бывают обыкновенно сродники и домашние царевы. Так бывает у земных царей. Ибо некоторые воздевают руки на молитву в вечерних и всенощных бдениях, как невещественные и чуждые всякого попечения; другие же предстоят тогда Богу с псалмопением; иные трудятся в чтении Священных Писаний; иные, по немощи, но мужественно борются со сном посредством рукоделия; иные, упражняясь в размышлении о смерти, хотят чрез это приобрести умиление.

Из всех сил подвижников первые и последние упражняются в боголюбезном бдении, вторые в исправлениях, общих всем монахам, прочие шествуют низшим путем. Однако Бог приемлет дары и ценит их, смотря по расположению и силе каждого.

Преподобный Иоанн Лествичник (2)

Рассуждение есть верное постижение воли Божией во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи; оно бывает только в чистых сердцем. Кто низложил первые три из главных страстей тщеславие, сребролюбие, чревоугодие , тот низложил вместе и пять последних блуд, гнев, печаль, уныние, гордость ; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит. Все брани бесовские происходят от трех главных причин: Правилом во всех случаях да поставляем по Богу совесть нашу просвещенную верою и заповедями Господними , и узнавши, откуда веют ветры, по ее указанию да распростираем и ветрила.

Во всех деяниях, коими стараемся мы угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы: Когда бесы одолеют душу, и свет ума помрачат, тогда не будет более в нас, окаянных, ни трезвенного внимания, ни рассуждения, ни ведения, ни стыда, но место их заступят:

Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника .. и я скажу, что если бы не было страха и великой опасности свергнуть с себя иго послушания.

Краткое сведение о нем Родители св. Иоанна, место рождения и предшествовавшие вступлению его в Синайскую обитель обстоятельства неизвестны. Из его творений видно, что он получил хорошее образование; но влечение к сопребыванию с Богом понудило его оставить мир и славу его и уединиться в обитель Синайскую, славившуюся тогда мудрыми отцами. Вступил он в нее ти лет и вдал себя в научение и руководство старцу Мартирию, который через 4 года, на м году его жизни, постриг его в иноческий образ.

Прожив со старцем своим 19 лет, св. Иоанн осиротел от него и по смерти его стал жить один, избрав для сего уединенное место, Фола именуемое, отстоявшее от обители на 5 стадий. Здесь прожил он 40 лет. Жизнь его в уединении текла мирно, в строгом подвижничестве, которое он однако ж умел скрывать, не выдаваясь ничем особенным.

СВЯТОЙ ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

О том, что Бог не виновник зла"От чего же, говорят, болезни? От чего безвременная смерть? От чего истребление городов кораблекрушения, войны, голодные времена? Это есть зло, продолжают и между тем все это - Божие произведение. Поэтому кого же иного, кроме Бога, признаешь виновником происходящего? Но близок к нему и ни мало не уступает ему в бессмыслии и тот, кто говорить, что Бог - виновник зла.

Жить в угоду Богу и со страхом Божиим можно только полюбив Его. А о любви к Богу Преподобный Иоанн Лествичник (). Никто не.

О страхе Божием Поучение четвертое. Что хочет сказать нам чрез сие святой апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно для того, чтобы благоугодить Ему.

Сей знает, в чем состоит существенное добро; он познал, что значит: Сей-то имеет истинную любовь, которую святой называет совершенной.

8 главных страстей и борьба с ними по учению Иоанна Лествичника

Иоанн Лествичник [36] Уже в предисловии Иоанн Лествичник сразу же приводит канву трактата, выступить против которого практически было не возможно. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви.

Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, зачинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе.

А Иоанн Лествичник говорит, что «умножение страха Божия есть начало любви» Любовь есть вершина лестницы, начало же ее — страх. И тогда .

По устранении от мира, чрез что возвращаются к нам страсти? Послушание названо исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа. Какой вред непобедившему выходить на безмолвие? Для борьбы со страстьми необходимо иметь наставника. Злоба страстей разнообразна и в медлительности, и в скорости. Прежде очищения от страстей не должно, сверить слезам. Некто помышлением о своем плаче удерживал себя от тщеславия, гнева, насыщения и от других страстей.

Избранное из Лествицы, преп. Иоанна Лествичника, поучительное для всех

СЛОВО 26 О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроение душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других.

Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами. Кто благочестно низложил первые три из главных страстей [1] , тот низложил вместе и пять последних [2] ; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит. Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство [3].

Никто по неразумию своему да не впадет в неверие, видя или слыша в монашеской жизни бывающее выше естества; ибо где Бог, превысший естества, являет Свое присутствие, там много бывает вышеестественного.

Иоанн Лествичник приводит практически недоступные, как он сам . Изгоняется ложь страхом Божиим и чутким вниманием к голосу.

Христианское отношение к страху по учению святых отцов Просмотров: О страхе, как признаке несовершенства, говорит апостол Иоанн: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви 1 Ин. А о страхе, как признаке несвободы, говорит апостол Павел, напоминая христианам: Связь страха с рабством может проследить любой человек из собственного опыта наблюдения за обществом.

И не столь важно, будет ли это страх за свою жизнь, как в тоталитарных обществах, или страх утраты стабильности жизни, как в обществах демократических. Зная и понимая страхи людей, ими легко манипулировать. Это происходит повсеместно на земле, в самых разных сферах жизни. Используя страхи людей, политики убеждают их выбрать то, что нам невыгодно, а торговцы убеждают купить то, что нам не нужно.

Но еще более тонко и умело посредством страха манипулируют людьми бесы, преследуя единственную цель — отвратить людей от Бога. Обращаясь к религиозной сфере жизни, нетрудно увидеть примеры такого манипулирования. Даже если не рассматривать некоторые западные секты, которые сколотили немалое состояние, пугая людей приближающимся концом света, нам и в церковной православной среде нередко приходится сталкиваться с раздуванием разного рода страхов.

Приход храма во имя иконы Божией Матери"Всех скорбящих Радость"

Малое у великих может быть и не мало; а великое у малых без сомнения несовершенно. Много удивляюсь я одному странному в нас действию: Говорить о сем подробно я не могу, и не хочу. Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять.

Отцы считают, что именно возникновение в человеке страха Божия есть . Иоанн Лествичник, - иноплеменникам оным, которые побуждают тебя.

Составленное монахом Раифским Даниилом, мужем честным и добродетельным Не могу сказать с достоверной точностью, в каком достопамятном граде родился и воспитывался сей великий муж до исшествия своего на подвиг брани; а какой град ныне покоит и нетленною пищею питает сего дивного, это мне известно. Он пребывает ныне в том граде, о котором говорит велегласный Павел, взывая: Но как сей вещественный достиг невещественных сил и совокупился с ними, это я постараюсь изъяснить по-возможности.

Будучи шестнадцати лет телесным возрастом, совершенством же разума тысячелетен, сей блаженный принес себя самого, как некую чистую и самопроизвольную жертву Великому Архиерею, и телом взошел на Синайскую, а душою на небесную гору; с тем, думаю, намерением, чтобы от видимого сего места иметь пользу и лучшее наставление к достижению невидимого. Итак, отсекши бесчестную дерзость отшельничеством, сею обладательницею наших мысленных отроковиц [ 3 ], восприяв же благолепное смиренномудрие, он, при самом вступлении в подвиг, весьма благоразумно отогнал от себя обольстительное самоугодие и самоверие; ибо преклонил свою выю и вверил себя искуснейшему учителю, чтобы, при благонадежном его руководстве, непогрешительно переплывать бурное море страстей.

Умертвив себя таким образом, он имел в себе душу, как бы без разума и без воли, совершенно свободную и от естественного свойства; а еще удивительнее то, что, обладая внешнею мудростию, он обучался небесной простоте. Ибо кичливость философии не совмещается со смирением. Потом по прошествии девятнадцати лет, предпослав к Небесному Царю своего учителя как молитвенника и заступника, и сам он исходит на поприще безмолвия, нося сильныя, на разорение твердынь, оружия — молитвы великого своего отца ; и избрав место удобное к подвигам уединения, в пяти стадиях от храма Господня место это называется Фола , он провел там сорок лет в неослабных подвигах, всегда пылая горящую ревностию и огнем божественным.

Но кто может выразить словами и восхвалить сказанием труды его, там понесенные?

Как враг воздействует на ум?


Жизнь без страха не просто возможна, а совершенно реальна! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми тут!