Техники гештальт-терапии: работа со страхами.

Техники гештальт-терапии: работа со страхами.

Завершение терапии Жизнь в современном мире, с постоянно изменяющимися правилами игры глобального общества потребления, увеличивает социально-стрессовую нагрузку и приводит к росту распространенности и патоморфозу клинической картины невротических расстройств. Невроз по определению, представляет собой психогенно-обусловленное расстройство, возникновение которого является отражением актуализации патогенного психического конфликта. Исходя из этого, основным методом лечения неврозов была и остается психотерапия. В рамках данной статьи предпринята попытка описания стратегий работы гештальт-терапевта с часто встречающимся в практике врача-психотерапевта паническим расстройством эпизодической пароксизмальной тревогой. Некоторые направления работы, приведенные в настоящей статье, могут дать представление об особенностях применения гештальт-подхода в лечении широкого спектра расстройств невротического уровня. Ниже приводятся основные диагностические критерии панического расстройства . Нами разработана программа психотерапии аффективных расстройств невротического уровня с использованием принципов и методов гештальт-подхода. Ниже приведено описание последовательности психотерапевтических интервенций. Для невротических расстройств характерно соответствие критериям психогений, предложенным К.

Работа со страхом

Практика Основными принципами применения гештальт-терапии являются следующие. Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу — конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам.

Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее.

Клинические примеры С какими бы вопросами развития личности и нарушений развития ни приходилось сталкиваться психотерапевту, в этой проблеме всегда в той или иной степени присутствует страх или тревога. Иногда страх ребенка становится прямой причиной обращения родителей за психологической или психотерапевтической помощью, иногда страх лежит в глубине проблемы и проявляется в ходе работы с ребенком. Переживание страха ребенком и родителями часто останавливает естественное развитие личности ребенка, ограничивает поле его деятельности, разрушает его взаимопонимание с окружающими.

В каждой психотерапевтической школе существуют теории тревоги и страха, предлагающие собственное понимание причин и функций страха, места страха и тревоги в картине нарушений личности. Страх и тревожность классифицируются в зависимости от предмета страха страх смерти, страх кастрации, одиночества, наказания, оценки , от клинической картины шизоидный страх, нарциссический страх и от степени осознавания бессознательные и осознанные страхи.

В гештальт-терапии страх и тревожность рассматриваются с точки зрения того, какую функцию они выполняют в осуществлении контакта человека с окружающим миром или в прерывании этого контакта. Это процесс творческого приспособления человека к окружающему миру и одновременно процесс взаимоизменений. Результатом здорового контакта оказывается удовлетворение потребностей, переживание нового опыта и развитие личности человека. Здоровый контакт имеет вполне закономерную последовательность этапов осознавания и удовлетворения потребности человека: Какое же место занимает страх в развитии здорового контакта ребенка с окружающим миром?

Мир не всегда дружелюбен к ребенку и безопасен для пего. Даже когда вокруг царит относительный порядок, в мире присутствует много агрессии и злости, требований и наказаний, острых углов, твердых полов и громких, противных криков.

Авторы предлагают обзор уже существующих методик гештальт-терапии и арт-терапии, доказавших свою эффективность, а также описывают авторскую технику, основанную на собственном практическом опыте работы с детьми и подростками. Отчаянно жалко малыша, который в поликлинике на приеме у врача весь напрягается, с трудом сдерживая слезы, его привели делать прививку.

Он знает это и отчаянно боится. Мама, в лучшем случае, говорит, желая поддержать и успокоить: Детские страхи могут вызвать у взрослых сильные приступы собственной тревоги. Например, у мамы есть представление, что страх причиняет ребенку неприятные переживания, и тогда она начинает волноваться за то, что чего-то не предприняла, и ее ребенок оказался незащищенным и т.

Мирошниченко: В гештальт-терапии имеется одна интересная согласно которому страх прикрывает собой желание (за любым страхом скрывается.

Этот психотерапевтической тип работы хорошо разработан в гештальт-базируется и терапии на представлении о том, что тревога таковая как - это заблокированная или неправильно энергия направленная. Во всяком случае, это энергия, человек которой в данный момент не может воспользоваться. На уровне заметно слов своеобразное"расщепление" целостности человека,"или" расщепление потеря единства -"у меня есть Феноменология".

В выражении словесном это описывается словами"меня как" - трясет если бы действие было ретрофлексивным, то источник есть активности находился вовне человека. В обычной от"отличие" ретрофлексии, когда в рамках относительного можно спокойствия наблюдать огромные запасы энергии, тревоге при суммарный объем энергии, который субъекту доступен, весьма мал И быстро наступает Эту. То есть субъект когда сдерживает из последних сил! И тогда напряжение сравнительно распознается легко как два противонаправленных импульса.

В случае любом, с точки зрения внешнего наблюдения энергия эта легко истощается; чувства, которые тревоге на базируются, недостаточно стеничны. Стратегии возвращения к возвращения, целостности к овладению всей энергией в рамках подхода-гештальт достаточно прозрачны. Это эксперименты, в которых рамках субъект может"соединиться" или отношения в вступить с собственной тревогой.

ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Зачем сочинять истории по рисункам? Сказкотерапия в помощь арт-терапии при работе со страхами Сказкотерапия в помощь арт-терапии Одним из основных постулатов арт-терапии является постулат о том, что рисунок всегда содержит зашифрованную нерешённую проблему или застарелую а то и свежую психоэмоциональную травму. И будучи нарисованным выплеснутым - на бумагу, он, этот рисунок, лишает проблему как минимум половины силы. Поэтому рисунки нужно рисовать до тех пор, пока вся сила проблемы, травмы-переживания не исчерпается до нуля.

В терапии работа со страхами заключается в том, что мы исследуем страхи ребенка, расспрашиваем о них как можно подробнее, исследуем, как.

Механизмы прерывания в гештальт-подходе Основные тезисы 1 Есть несколько базовых эмоций, с которыми можно работать в психотерапии: Это страх, злость, радость и печаль. Тревога — общее возбуждение организма, не имеющее конкретного предмета направленности. Вина и стыд не являются чистыми эмоциями, но понимание сути этих переживаний крайне важно для практики психолога.

Оттенков эмоций, которые находят свое отражение в русском языке — то есть обозначаются отдельным словом — гораздо больше. Я же постаралась перечислить те, для которых в рамках различных психотерапевтических школ существуют стратегии работы. Физиологически, вина — это гнев адресованный к самому себе и страх:

- открытая библиотека учебной информации

Цель их применения состоит в содействии получению нового опыта и расширению осознавания. Среди них можно выделить способы взаимодействия с клиентом или группой, а так же упражнения проводимые терапевтом в группе, в индивидуальной работе или выполняемые самостоятельно. В качестве техник взаимодействия К. Наиболее распространенные способы избегания - это:

Ирина Андреевна просит уже не о консультации — о работе с ней и обещает платить . И гештальт-терапия — не исключение! Работа с И.А. была направлена на сознавание и дифференциацию чувств, контакта со страхом.

Рисунок - это достаточно сильное средство выражения и достаточно сильное средство интеграции. В общем, как правило, в процессе рисования человек интегрируется. И если какие-то свои чувства, переживания человек не может интегрировать, то когда вы ему предложите нарисовать это чувство, переживание на что это похоже , то, вероятнее всего, это чувство объединится, интегрируется и предстанет в каком-то единстве с большей силой.

Кроме того, арт-гештальт стал одним из часто употребляемых мною методов при работе с интенсивными страхами, тревожностями, фобическими реакциями. И здесь я осознанно объединяю тревожность, страх и фобические реакции в одну группу. Я рассматриваю тревожность, страхи и фобические реакции не по интенсивности проявлений, а по природе их возникновения. И все же здесь приведу общепринятые определения страха, тревожности и фобических реакции.

Тревожность, это переживание тревоги- состояния, которое возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Страх- эмоция, которая возникает в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида.

Гештальт-терапия фобий

фобии и страхи составляют значительную часть жалоб пациентов с неврозами. При феноменологическом анализе структуры переживания при страхах и фобиях можно выделить три основные фигуры: Последняя фигура является наиболее важной, для терапии. Именно от ее лица ведется рассказ о фобии или страхе.

Метафорические карты в работе со страхами. • Природа страха. .. арт- гештальт-подход в семейной системной терапии - работа с.

Гештальт-терапия фобий Статья опубликована: фобии и страхи составляют значительную часть жалоб пациентов с неврозами. При феноменологическом анализе структуры переживания при страхах и фобиях можно выделить три основные фигуры: Последняя фигура является наиболее важной, для терапии. Именно от ее лица ведется рассказ о фобии или страхе. Это противостояние также затрудняет 1 коммуникацию между клиентом и терапевтом, так как осуждение, которое испытывает клиент по отношению к своему страху проецируется на терапевта, и 2 исследование самого страха, так как клиент стыдится его и стремится скорее избавиться, чем понять.

А также негативное, представление, связанное с идентичностью о трусах и трусости. В целом, можно отметить, что ретрофлексия страха в нашей жизни занимает не меньшее, если не большее место, чем ретрофлексия агрессии. Итак, первым шагом является прояснение отношений клиента к своему страху, возможности его испытывать, проекциям этого отношения на терапевта, а также интроектам, влияющим на это отношение.

Этой фигурой является то, чего боятся. Здесь следует отметить два основных механизма: Слияние приводит к тому, что фигура того, чего боятся является неопределенной, недифференцированной и может состоять из нескольких страхов. Клиенты обычно говорят о том, что они боятся выступать на людях или даже вообще боятся общаться с людьми, особенно незнакомыми.

Арт-терапия в работе со страхами. В. Сидорова на канале"Психология 21"


Жизнь без страха не просто возможна, а совершенно реальна! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми тут!